Контакты

По всем вопросам 
обращайтесь:

Адрес: г. Минск, ул. Советская,18, корпус 1, кабинет 126

E-mail: kaf_filosof@bspu.by

Телефон: 226-44-88

Время работы:

Понедельник-пятница: 7.50 – 15.10

                             суббота: 7.50 – 13.00

События
УМК по педагогической этике

Сущностной особенностью педагогической деятельности является то, что она строится не столько на силе административной власти, сколько на моральном педагогическом авторитете. Сфера педагогического труда менее других сфер иерархична, поэтому в ней моральное регулирование со всеми его особенностями выступает на первый план. Вследствие этого этическая компетентность специалиста в области педагогики является значимой компонентой его профессиональной культуры, поскольку способствует существенному повышению качества деятельности по развитию личности учащегося.

Отметим, что проблемы формирования этических знаний в педагогической среде являются интернациональными. Еще в 1967 г. в «Рекомендациях к статусу учителя» ЮНЕСКО содержалось требование: «Учительские союзы должны разработать принципы профессиональной этики и профессиональной деятельности, так как такие принципы в большей мере содействуют обеспечению авторитета профессии и осуществлению профессиональных обязанностей». В данном контексте учебный курс «Педагогическая этика» становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки педагога, основанием для его последующего личностного и профессионального роста.

Педагогическая этика – это относительно самостоятельный раздел этической науки. Она изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов универсальной общественной морали в сфере педагогического труда и обосновывает специфические принципы педагогической морали, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий. Кроме того, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде. В этой связи этические ориентиры педагога могут стать фундаментом его профессиональной культуры.

Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу «Педагогическая этика»  разработан на основании «Положения об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования», утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.07.2011 №167.

ЭУМК по курсу «Педагогическая этика» предназначен для реализации требований учебной программы по данной дисциплине.

Основные функции ЭУМК:

  • предоставить теоретический материал, раскрывающий базовые дидактические единицы курса «Педагогическая этика», соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «педагогика»;
  • обеспечить эффективное освоение учебного материала курса «Педагогическая этика» посредством разработанного практического (технологического) блока (проблемные задания, тесты, вопросы для самостоятельной работы);
  • организовать управление самостоятельной работой обучающихся.

ЭУМК включает следующие разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный.

Теоретический раздел ЭУМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины «Педагогическая этика» в объеме 36 часов (24 часа – аудиторные), установленном типовым учебным планом: учебная программа «Педагогическая этика» вузовского компонента для специальностей профиля А -- педагогика, учебные пособия по педагогической этике, краткое содержание учебного курса, словарь терминов.

Практический раздел ЭУМК содержит материалы для проведения семинарских занятий в соответствии с учебным планом: планы семинарских занятий по курсу «Педагогическая этика», вопросы и задания для самопроверки, тематика рефератов, хрестоматия, включающая тексты профессионально-этических кодексов педагогов и педагогических учреждений, текстовые фрагменты с проблемными вопросами по истории педагогической этики.

Раздел контроля знаний ЭУМК содержит материалы для проведения текущей и итоговой аттестации студентов: примерные вопросы к зачету по курсу «Педагогическая этика», тесты для текущего контроля знаний, тесты для диагностики ценностных ориентаций и уровня развития профессионально значимых качеств будущих педагогов.

Вспомогательный раздел ЭУМК содержит дополнительную информацию, которая может быть использована при изучении учебной дисциплины: презентации по курсу «Педагогическая этика», учебно-методические рекомендации по использованию тестов и написанию рефератов, перечень учебных изданий и иных информационных материалов по изучаемой дисциплине, фрагменты из художественной литературы.

При разработке содержательной и технологической части использовались исследования и материалы Н.А. Асташовой, Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского,  Д.А. Белухина, А.А. Гусейнова, И.Л. Зеленковой, Н.Б. Лаврентьевой, Т.В. Мишаткиной, В.Н. Наумчика и др.

Достижение профессионально-этической компетентности – сложная задача, которая не может быть решена только посредством усвоения содержания учебно-методического комплекса. Однако постоянное обращение специалиста к этике и профессиональной этике как системам оценки практики педагогической работы поможет выработать привычку к профессионально значимому с точки зрения этики поведению.